Мини-проект №1

21 Июля.Дом 10.

Я решил в ходе своего ежедневного повествования сделать внутри своего проекта ещё один мини-проект.
Дело в том, что недалеко от моей работы находится одна улица. В принципе, ничего необычного. История в центре Москвы - вещь обыденная. Но почему-то именно на этой улице сосредоточено необычайное количество усадеб всяких аристократов прошлого и позапрошлого века.
Я решил в течении нескольких дней снимать по одному дому с Басманной. Перемещаясь всё дальше по нумерации домов.
Попутно, я буду отыскивать в интернете информацию о снимаемых объектах, и приводить некоторые факты.
Знакомьтесь: ул. Басманная, д. 10
E PZ 16-50mm F3.5-5.6 OSS 16mm 1/400 f/9 ISO100 ББ:AWB Экспозамер: Матричный Вспышка: НЕТ
Доходный дом Московского Басманного Товарищества, 1913, арх. (гражданский инженер) А. Н. Зелигсон.
Известен тем, что здесь жил Алексей Фатьянов. Это известный певец-песенник послевоенных лет.

Послевоенные песни Фатьянова, такие, как лучшая лирическая песня Великой Отечественной войны «Соловьи», «Где ж ты, мой сад?», «Первым делом, первым делом самолёты», «В городском саду играет духовой оркестр», «Тишина за Рогожской заставой», «Давно мы дома не были», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?»  звучали в популярных фильмах «Свадьба с приданым», «Солдат Иван Бровкин», «Иван Бровкин на целине», «Дом, в котором я живу».
Вообще, конечно архитектура в это доме не похожа на московскую. Такой дом вполне мог бы бы красоваться на улице Барселоны или Флоренции.
Очень по-европейски.



22 июля.Новая Басманная, дом 14.

Городская усадьба купца Н. Д. Стахеева, арх. М. Ф. Бугровский
Стахеев Николай Дмитриевич (1852 — 1933) — купец 1-й гильдии, золотопромышленник, меценат, племянник художника И. И. Шишкина, коллекционер живописи.
Торговую деятельность Стахеевы начали в XVIII веке в Елабуге и прошли путь от купцов третьей гильдии до крупнейших российских монополистов, вклад которых в экономическое и культурное развитие страны, по оценке историков, не меньше, чем вклад таких прославленных фамилий как Морозовы, Крестовниковы, Бахрушины. А апофеозом предпринимательской деятельности Стахеевых можно считать создание одного из крупнейших монополистических объединений начала XX века — концерна Путилова — Стахеева — Батолина, который оформился к 1916 году и объединил ряд наиболее прибыльных предприятий почти во всех отраслях промышленности. Акции торгового дома Стахеевых держал император Николай II, почти во всех городах России имелись их магазины. Известно, что в 1900 году оборот фирмы «И. К. Стахеев и сыновья» составлял 80 миллионов рублей — гигантские по тем временам деньги.
Обширный участок земли с садом на Новой Басманной улице в Москве Стахеев купил в 1890-х гг., где в 1898—1899 гг. архитектором М. Ф. Бугровским был построен особняк. К работам был привлечён скульптор В. Г. Гладков. Постройка этого здания обошлась заказчику в 1 миллион рублей. 
Это один из наиболее ярких и хорошо сохранившихся до наших дней примеров эклектической архитектуры конца XIX века, а его интерьеры являются ценнейшими памятниками прикладного искусства. 
E PZ 16-50mm F3.5-5.6 OSS 16mm 1/200 f/5 ISO100 ББ:AWB Экспозамер: Матричный Вспышка: НЕТ
Будучи большим ценителем и знатоком искусства, Н. Д. Стахеев с соответствующим вниманием подошёл и к оформлению своего особняка. Фасады и холл с беломраморной лестницей были выполнены в греческом стиле, парадные апартаменты включают готическую столовую, мавританскую курительную, залы в стиле классицизма, барокко и т. д. Хорошо сохранилась обильная деревянная резьба, сложного рисунка паркет, витражи, мраморная и лепная отделка. Перед домом находится фонтан: чугунная женская фигура, держащая фонарь — «Богиня ночи», изготовленная в парижской мастерской в конце ХIХ века. 
Позади было пристроено помещение галереи, а с правой стороны находилось здание конторы.


23 ИюляДом № 23а стр.1

Продолжаем путешествие по Басманной улице. 
Дом № 23а стр.1
Когда я увидел этот "пряничный домик", я потёр глаза. Не померещилось ли?
Уж больно нереальной была картинка. Мне захотелось усилить ощущение сюрреализма и я выбрал приложение "Эффект рисунка+", а в нём режим "Акварель". По-моему получилось вполне похоже.

А это собственно дом:
E PZ 16-50mm F3.5-5.6 OSS 16mm 1/100 f/7.1 ISO100 ББ:AWB Экспозамер: Матричный Вспышка: НЕТ
Особенно необычно смотрится этот дом из-за того, что солнце, отражаясь от другого дома освещает ту стену, которая должна быть в тени (смотрите, на переходящих дорогу военнослужащих - тени от них чётко показывают откуда светило солнце). Огромный фантастический отражатель усиливал эффект и делал этот дом словно марципановым!
Давайте посмотрим поближе:
А если ещё ближе, то можно увидеть надпись на стене:

Вот что написано в интернете:
Главный дом с палатами - городское отделение Басманной больницы.
Построен в 1772 году. Перестроен в 1874—75 годах.
Памятник архитектуры .
Богородский купец первой гильдии Сидор Мартынович Шибаев – известный фабрикант и нефтепромышленник. Он происходил из старообрядческого купеческого рода Шибаевых, был членом общины Рогожского кладбища.
Состоял в родстве с еще одним известным фабрикантом – фарфоровым королем Матвеем Сидоровичем Кузнецовым, они оба были женаты на сестрах Митюшиных – Шибаев на Евдокии Вуколовне, а Кузнецов на Надежде Вуколовне.
Дом на Басманной при Шибаеве был перестроен, его главный фасад получил новое декоративное оформление – в псевдорусском стиле. Окна второго этажа украсили наличники с изысканным завершением, вместо пилястр появились сдвоенные полуколонки, ими же были оформлены углы здания. Главный фасад венчал аттик сложной формы и две стилизованные башенки по углам дома. Все декоративные элементы фасада были выполнены из терракоты – неглазурованной керамики, и раскрашены в разные цвета. Нарядный полихромный фасад выделял этот дом среди всех прочих на Новой Басманной улице.


24 Июля.Дом №22

Усадьба Прове. 
Я сперва не увидел всей красоты этого дома. Дело в том, что около дома растут огромные старые деревья. Они практически полностью закрывают дом листвой. Да и сам дом весьма плотно зажат между соседними и находится не на самой улице, а немного в глубине, за оградой.
Поэтому даже на 16мм объективе мне не удалось снять этот дом целиком.
E PZ 16-50mm F3.5-5.6 OSS 16mm 1/100 f/7.1 ISO100 ББ:AWB Экспозамер: Матричный Вспышка: НЕТ

Желтый с бордовый цвета, доминирующие в оформлении фасада,  подсказали мне идею сплит-тонирования. Я усилил бордовый в тенях и желтый в светах. Получилась стилизация под цветную печать 60-х годов прошлого века.

Вот что пишут про дом в сети: 
Усадьба на Новой Басманной улице, 22 построена в 1895 году по заказу Ивана (Иоганна) Карловича Прове, известного промышленника и предпринимателя немецкого происхождения.

Главный дом с двумя симметрично расположенными флигелями был предназначен для младших детей И.К. Прове, двойняшек Федора (Теодора) и Адели. Проект особняка был выполнен архитектором Карлом Васильевичем Трейманом в стиле «французского неоренессанса». Постройки старой усадьбы, принадлежавшей раньше купцам Ланиным, снесли, и на их месте, немного в глубине участка, выстроили новый трехэтажный дом. Первый его этаж был отведен для хозяйственных помещений и комнат прислуги, второй этаж целиком занимала квартира Федора Ивановича Прове, а третий – квартира Адели Ивановны Прове, в замужестве – Калиш. В квартиры были устроены отдельные парадные входы – справа для Федора, слева – для Адели, оформленные по-разному, над входами в картушах помещены вензели с инициалами владельцев – «ФП» и «АК». Флигели так же делились между братом и сестрой – правый принадлежал Федору, левый – Адели.

Фасады усадебного дома и флигелей отделаны рустом и выкрашены контрастно в красный и бежевый цвета, главный фасад дома декорирован лепниной, окна обрамлены наличниками. От улицы особняк отделен кованой оградой

Заказчик дома Иван Карлович Прове - из семьи обрусевших немцев, его отец приехал в Россию из Пруссии. Коммерции советник Иван Прове был совладельцем Торгового дома «Людвиг Кноп», директором правления Товарищества Кренгольмской мануфактуры, членом советов нескольких банков, директором Московского страхового от огня общества. Он также был известен как коллекционер – имел небольшое собрание западноевропейской живописи XIX века и был членом Московского общества любителей художеств. 

25 Июля.Дом 27. 

Дом Перовских.
С виду ничего необычного. Но моё внимание привлекли лепные изображения выполненные в стилистике Древнеримских зодчих. Поэтому пойдём в этот раз от частного к общему.
При этом, у дома с самой неброской внешностью, пожалуй, самая богатая история!

Из интернета на этот раз удалось выяснить, многое.

С середины XVIII столетия владения на месте дома по улице Новая Басманная, 27 принадлежали известному роду Мордвиновых. В период с 1810 по 1811 годы здесь проживал известный историк Николай Карамзин.
Пожар 1812 года уничтожил старое здание и уже в бытность Николая Семеновича Мордвинова, к 1819 году, появилось это строение, возведенное на прежнем фундаменте.
Деревянный особняк с оштукатуренными фасадами декорирован в модном на тот момент стиле ампир, с присущими ему лепными пилястрами, лентами, медальонами и венками славы. Центральную часть украсили стройной колоннадой, а оконные проемы сверкают восьмистекольными окнами. Второй этаж (или мезонин, как его тогда называли) увенчан треугольным фронтоном.
E PZ 16-50mm F3.5-5.6 OSS 16mm 1/160 f/9 ISO100 ББ:AWB Экспозамер: Матричный Вспышка: НЕТ
Первый этаж постройки, как было принято, отвели под устройство парадных комнат, кабинета хозяина, а также бального зала. Кроме этого, в бельэтаже имелись коньячная и обязательная курительная комнаты. Второй этаж занимали спальни, столовая для хозяев и другие личные помещения для проживающей семьи.

официальной хозяйкой дома на улице Новая Басманная, 27 стала Мария Перовская, в девичестве - Соболевская. Она являлась «неофициальной» супругой графа А.К. Разумовского.

В этом «внебрачном» союзе между Алексеем Кирилловичем и Марией Соболевской родилось 10 детей: поровну мальчиков и девочек. Фамилию Перовских мать и отпрыски получили по созвучию с названием подмосковной вотчины Разумовских в селе Перово (ныне - один из районов города Москвы). Интересно знать, что в церкви этого имения некогда тайно обвенчались дядя Алексея Кирилловича - Алексей Григорьевич - и российская императрица Елизавета Петровна. Так что в ту эпоху внебрачные связи если и не были нормой, то и особо не порицались.







Все дети Разумовского и Соболевской стали известными личностями: Николай - губернатором Крыма; Алексей - писателем, автором сказки «Черная курица или подземные жители», написав ее для своего племянника Алеши, который стал впоследствии известным писателем А.К. Толстым; Лев - членом Госсовета и министром внутренних дел; Василий - генерал-губернатором Оренбуржья; Борис - также являлся членом Госсовета.

Девочки от этого брака связали свои судьбы с важными персонами Российской империи: Софья вышла замуж за П.А. Курбатова; Мария - за генерала М.К. Крыжановского, коменданта Санкт-Петербургской крепости; Елизавета - за сенатора М.Н. Жемчужникова; Анна - за графа К.П. Толстого; Софья - за князя В.В. Львова.

Интересно знать, что в гостях у Алексея Перовского, по пути из Италии в Петербург, в декабре 1835 года останавливался великий художник Карл Брюллов. К этому времени он уже прославился своей работой «Последний день Помпеи», а в доме на Новой Басманной, 27 написал еще один шедевр, находящийся ныне в Русском музее, - портрет юного тогда Алексея Толстого, наряженного в охотничий костюм и стоящего рядом с собакой.

После смерти А.К. Разумовского, впоследствии, Мария Соболевская (Перовская) вышла замуж за генерала Денисьева, но уже официально. В их доме в 50-х годах девятнадцатого столетия проживала Елена Денисьева, получившая известность как последняя любовь поэта Федора Тютчева.

В 1857 году владения перешли в собственность купеческой семьи Алексеевых, заработавших свой первоначальный капитал на изготовлении золотых и серебряных нитей (канителей). Их последний представитель - Петр Семенович - владел особняком вплоть до революции 1917 года.

В годы Советской власти дом был отдан под коммунальное жилье. Часть комнат занимали родственники последних хозяев - Алексеевых. В настоящее время здание по улице Новая Басманная, 27 занимает банковское учреждение «Огни Москвы», отреставрировавшее здание, стараясь сохранить оставшееся великолепие его убранства.

На этом я заканчиваю мини-проект о столичной улице Новая Басманная. Конечно мой рассказ не полон. Я ничего не рассказал о доме наций (4 с. 1). О больнице (26 к. 1). О фантастическом особняке (28 с. 1) И о доме, которым заканчивается Басманная улица (пл. Разгуляй 2 с 1) - доме Мусиных-Пушкиных, о котором известно множество легенд и всяких необъяснимых вещей (можете погуглить "Дом колдуна Брюса"). Мой друг Михаил говорил как-то мне, что в школе, когда им рассказали про этот дом на уроке истории, он 2 дня не мог спать - было СТРАШНО! Ведь он жил тогда неподалеку. Но это совсем другая история.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Google+